Господи, пошли благотворителей для строительства Святаго Храма сего!
Добавить в избранное

Сказка странствий.
"Бог дождит свою благодать,
а мы носим шляпу или зонт".

В Нижегородской губернии Ардатовского уезда в XVII веке куда ни глянь стоял сосновый лес, и водилось в нем несметное множество птиц и зверей. Добывали там железную руду, но места считалось гиблыми, и ссылали туда на каторгу «нечистых» людей. Шедшая в Саров из Мурома вдова Агафья Симеоновна Мельгунова уснула прямо на ступеньках деревянной церкви в Дивееве, и привиделась ей Пречистая Богородица, наказавшая ей заняться устроением женской обители: «Здесь я между вами буду...»

Сутки на поезде до Арзамаса, потом чуть больше часа на автобусе, и вот перед нами маленький райцентр, Божиим промыслом превратившийся в один из духовных центров Православной Руси. От вида грандиозных по размерам соборов -- белоснежного Преображенского и нежно-зеленого Троицкого -- дух захватывает. Кажется, что они парят в воздухе. Облака задевают золоченые маковки. Жизнь в селе размеренная и тихая. С утра пораньше мальчишка, позевывая, ведет лошадь на пастбище. За стариком, что одной рукой придерживает велосипед (на них в селе ездят все, в том числе и монашествующие), еле поспевает коза с выводком. Пахнет сеном – его сушат прямо на заборах – и липовым цветом. Липы здесь на каждом шагу, есть и совсем древние, ведь Серафимовской обители уже 300 лет. Дивеево стремительно растет. Говорят, в благодатном месте купили участки Пугачева, Кобзон, Осин, Бичевская (видела ее на рынке), недалеко от монастыря построил дом Никита Михалков. Заборы и дома пестрят объявлениями: «Продается». За участок могут запросить 500 тысяч рублей, а то и больше.
В 1917 году в обители окормлялись 270 монахинь плюс полторы тысячи послушниц. Главным по уставу было послушание, воздержание и молитва (как, впрочем, и сейчас). Работали неустанно, подавая пример рачительности и трудолюбия крестьянам, жившим неподалеку. Через десять лет после революции купола церквей снесли, каменную ограду монастыря разрушили, уничтожили Преображенский храм. Многих сестер отправили в заключение. Возрождение шло трудно. В 1989 году всюду были мусор и грязь. На кровле Троицкого храма росли деревья. Но удивительное дело — по неустанным сестринским просьбам, обращенным к батюшке Серафиму: «Некому дрова наколоть, продукты нужны...», находились и люди, спешащие в обитель потрудиться, и средства на пропитание.
В Троицком соборе находится рака с мощами Серафима Саровского, сделанная в виде изящной часовни, увенчанной маковкой с крестом и украшенной разноцветными лампадами. Люди выстаивают огромные очереди, чтобы приложиться к ним. Кладут записки в особый ящичек: один просит помочь с ремонтом квартиры, другого хворь обуяла, третий надеется, что батюшка поможет жену хорошую найти... Кстати, в Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители собран обширный материал о чудесной помощи Серафима Саровского насельникам монастыря и паломникам. Вот лишь одно чудо, которое можно сравнить разве что с евангельскими: приезжала в монастырь семья из Мордовии с маленьким сыном. Мальчик не мог говорить, общался только при помощи жестов, правда обращенную к нему речь слышал и понимал. После того, как его приложили к мощам преподобного Серафима, немота оставила ребенка. В монастыре (и сельчане тоже) давно приобрели навык жить как бы в присутствии батюшки. Корова пропала? Усердно ему помолятся, и, глядишь, хвостатая «путешественница» домой возвращается с полным выменем молока.
Главной достопримечательностью считают чудотворные источники, в которых от мала до велика купаются круглый год. Окунаться в воду (даже летом температура не поднимается выше четырех градусов) полагается три раза, причем, с головой. Не всем легко дается погружение. Зато потом так радостно на душе, что петь хочется. Часто слышишь: «Будто заново родился!» Мария, которая приезжает потрудиться в Дивеево вот уже несколько лет подряд, пришла с работы поздно, но на источник святого Пантелеимона все-таки побежала (километр пути будет). Обрадовалась, что у купели безлюдно (обычно столпотворение), искупалась и на источнике Казанской Божией Матери, что находится по соседству. А когда вышла на крыльцо, попала под такой проливной дождь, что через минуту на ней нитки сухой не было. Дома соседки давай охать, что заболеет. А она им весело: «Бог дождит свою благодать, а мы носим шляпу или зонт. Мне сегодня повезло — три раза искупалась!» И что вы думаете? Хоть бы раз чихнула.
Кто такие монахини и как они оказались здесь? У каждого своя дорога. В миру один стихи сочиняет, другой у токарного станка стоит. Для кого-то уход в монастырь — тоже призвание. Первая ступенька — инокиня, послушница. Иночество продолжается несколько лет. Только доказав, что решение не случайно, послушница удостаивается пострига. При этом в жизни меняется все. Даже имя. 24-летняя Ольга, врач-педиатр из Челябинска, красавица, умница, с которой я два дня подряд пласталась на фасолевых грядках, собралась к благочинной за разрешением остаться в Дивееве.
Сестра Марина (за ней закреплены все монастырские огороды и работа в поле с послушниками) попросила меня полить капусту, остальных забрала собирать вишню и малину. В одиночестве тянула меж грядками тяжеленный и длиннющий шланг и переживала, как бы листья не переломать. У дома напротив на лавке сидела бабка. Подошла узнать, который час. 83-летняя Мария Никитична, рассказав про сына, погибшего на атомной лодке, сорвала у забора травку. -- Сныть называется. Батюшка Серафим ее на зиму сушил. В котелке варил. Славное кушанье выходило. А уж полезная... Может, я соберу, а ты посадишь у себя в Башкирии? Чем не гостинец? Уже и фонари зажглись, а я все возилась со шлангом. В монастыре принято завершать работу, какой бы трудной она ни была, в тот же день. А у меня уже и сил не было грядки поливать. На калоши налип пуд грязи, в конце концов оставила тонкую струйку, чтобы за ночь вода пропитала землю, и пошла домой. А тут на счастье — Марина. Пожалела: -- Ну и паломники пошли! Ладно, не переживай, всего-то две грядки оставила. Завтра с утреца и польешь, а сейчас -- отдыхать.
Приезжают сюда со всех концов России и ближнего зарубежья — Украины и Камчатки, Москвы и Питера, Оренбуржья, Мурманска, Анапы и Анадыря. Перед отправкой в Чечню побывали молодые ребята. Недавно на полчаса заезжал Президент Медведев. Настоятельница Свято-Троицкого монастыря игумения Инес из самой Гватемалы засвидетельствовала почтение. Наслышанные о чудесах исцеления, приезжают из-за границы. Некоторые еще и поработать успевают. Послушание несут самое разное: в трапезной моют посуду, начищают окна в храмах, стригут газоны, режут хлеб на сухарики, на которые ежедневно уходит почти 500 буханок (их потом освящают в котелке батюшки Серафима), подметают дорожки, сеют фасоль, редиску и даже сажают картошку (и это посреди лета!). Вот прибыл автобус из Черновцов. С шутками-прибаутками украинские паломники до обеда чуть ли не пол-поля очистили от сорняка. А поле огромное, грядки с луком протянулись на 600 метров!
Человек, впервые познакомившийся с монастырской жизнью, осознает, что жизнь в монастыре не сахар. Обитель — замкнутая хозяйственная система. если сестры сами себя не обеспечат, никакие фонды не помогут. В обычный день здесь бесплатно кормят тысячу паломников, а в праздники и того больше. Сестры все делают своими руками: трудятся в теплицах, держат коров, чтобы было молоко для болящих, пекут хлеб, красят, белят, работают в иконописных и реставрационных мастерских, выращивают цветы... Все продуманно и слаженно. Недаром монастыри в России испокон веков слыли образцовыми сельскохозяйственными артелями. Поразило трепетное отношение к воде. Когда мыла руки, а вода из крана лилась к моему стыду щедро, подошла монахиня и тихо сказала: «За каждую каплю напрасно пролитой воды нам всем придется потом ответ держать». В монастыре лишних вопросов не задают, друг друга по пустякам не беспокоят, стараются возлюбить тишину. И самое удивительное — что бы ни случилось, не унывают, вспоминая заветные слова батюшки Серафима: «Радуйтесь и веселитеся!»
Охранник, предупредив, что храм откроется только в пять утра, пропускает нас, чтобы прошли по Канавке Божией Матери. Место это особое. В летописи сказано, что утром 25 ноября 1825 года преподобный Серафим увидел у монастыря Богородицу. Обрадовался несказанно и вместе с монашенками стал рыть на том месте канавку (дорожку, на которой она оставила свои стопочки). Его поручение: «Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев» свято выполняется по сей день — поздно вечером, когда в селе зажигаются огни в окнах, матушка игумения с монахинями и послушницами, прихожанами и паломниками молча проходят по тропке, чтобы помолиться за весь мир — живых и усопших.
Источник Серафима Саровского расположен в Саровском лесу, за песчаным карьером. Через дорогу от автобусной остановки, где нас высадили, — овощной рынок. Вздохнула: «Ни разу ягоды в этом году не пробовала». Идем пешком (четыре километра!). По обе стороны дороги лиственницы небо подпирают. Вдруг в траве на обочине мелькнуло что-то красное. Спустились поближе: земляника! Ягоды мелкие, с наперсток, но такие ароматные. Пожалел, видно, батюшка: «Лета макушка, а она еще ягод не ела...» Как же быстро он меня услышал! Искупались, но последний автобус все-таки опоздали. Вечерело, крапал дождь, уже и в горле комок. И давай просить: «Батюшка Серафим, не оставь нас тут...» Свернула на обочину старенькая «девятка» и выглянул шофер: «Чего стоим? Загружайтесь быстрей!» Такие вот маленькие, неброские чудеса совершаются здесь на каждом шагу.
Трапезничаем три раза в день. Первый прием пищи в 11 часов, последний — в 20.00. Во время ужина напротив старушка бодро уминала гречневую кашу, похрустывая зелеными стрелками лука:
- Суп да каша, как вкусно! А уж про монастырский квас и говорить нечего.
Отнесла посуду и к нам вернулась:
- Бог трусливых не любит. Если видите несправедливость, помолитесь и бегом на помощь! Подходите смело, ничего не бойтесь, говорите, что люди должны вести себя достойно. И все устроится. Согревайте тех, кого Господь рядом поставил. Живите просто и никого не осуждайте, -- подхватив матерчатую сумку, она засеменила к выходу.
Перед отъездом обнаружила, что не хватает денег, оставленных на обратную дорогу. Наверняка где-то обронила. И как же теперь ехать? На следующее утро в храме на исповеди сидевший на низенькой табуретке согбенный старец посмотрел на меня с такой любовью, что слезы полились градом. Погладил по плечу:
- Ну и что там у тебя стряслось, горемычная?
Не спросил, сколько потеряла, куда еду. Порылся в бездонных полах рясы, всунул в руку сверток и строго сказал:
- Возьмешь! Я старик скупой, много не дам.
На улице раскрыла ладошку. А там денег ровно столько, сколько мне не хватало на билет...
В. АШИРОВА.
Фото автора будут чуть позже.

Написать комментарий к статье
(Пожалуйста, указывайте название статьи)

к оглавлениюна главную


© 2009 Уфимская Епархия
Храм св.Андрея Первозванного
Сайт: www.hramlife.ru
Все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и интернет-статистика


SeoWebTools.ru - оптимизация, анализ и аудит сайта